СОДЕРЖАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фальклору, народным играм;
знакомство с семьёй, её историей, родственниками, семейными традициями, составление родословной; с детским садом, его ребятами, взрослыми, играми, игрушками, традициями; с городом, селом, его историей, гербом, традициями, выдающимися горожанами, селянами прошлого и настоящего времени, достопримечательностями;
проведение целевых наблюдений за состоянием объектов в разные сезоны года, организация сезонного земледельческого труда в природе, посев цветов, овощей, посадка кустов, деревьев и другое;
организация творческой, продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым жизненным условиям и ежедневно, по необходимости.
Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него – родного дома, улицы, где он живет, детского сада!!!
Обращайте внимание ребенка на красоту родного города.
Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.
Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т.д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.
Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.
Расширяйте собственный кругозор.
Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.
Читайте ребенку книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа..
Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.
1. Приучайте ребенка бережно относиться к вещам, игрушкам, книжкам. Объясните ему, что в каждую вещь вложен труд многих людей. Бережному отношению к книгам, способствуйте развитию интереса к содержанию. Сходите с ребенком в библиотеку и посмотрите, как там хранят книги. Этот игровой прием “как в библиотеке” поможет приучить ребенка к бережному отношению к книге.
2. Дошкольники очень рано начинают проявлять интерес к истории страны, края. Если в городе есть памятники, организуйте к ним экскурсии и расскажите все, что вы знаете, о том, как чтят память погибших. По нашей стране и по всему миру можно совершать увлекательные путешествия по глобусу, картам и фотографиям.
3. Если у ребенка есть строительный материал, можно предложить ему построить дом. Когда дом построен, поиграйте с ребенком в “новоселье”, помогите разместить кукол, зайчиков, мишек. Посмотрите, прочно ли построен доим, красив ли, удобен ли для жилья.
4. Воспитывайте у ребенка уважительно-бережное отношение к хлебу. Понаблюдайте за тем, как привозят разгружают хлеб. Расскажите, как выращивают хлеб, сколько труда в него вложено, вместе с ребенком посушите остатки хлеба, сделайте сухарики.
5. Расскажите ребенку о своей работе: что вы делаете, какую пользу приносит ваш труд людям, Родине. Расскажите, что вам нравится в вашем труде.
6. Возвращаясь с ребенком из детского сада, предложите ему поиграть в игру “Кто больше заметит интересного?”, “Давай рассказывать друг другу, кто больше заметит интересного на нашей улице”. Я вижу, что машины убирают улицы. А что ты видишь? Игра учит наблюдательности, помогает формировать представления об окружающем. Дома предложите ребенку нарисовать, что больше всего понравилось.
7. Любовь к Родине – это и любовь к природе родного края. Общение с природой делает человека более чутким, отзывчивым. Зимой на лыжах, летом на велосипеде или пешком полезно отправиться с ребенком в лес, чтобы полюбоваться его красотой, журчанием ручья, пением птиц. Воспитывая любовь к родному краю, важно приучать ребенка беречь природу, охранять ее.
Моя родная мова
Важнай умовай ў фарміраванні нацыянальнай самасвядомасці дзяцей дашкольнага ўзросту з’яўляецца цесная ўзаемасувязь з бацькамі. У цяперашні час гэта работа актуальна, патрабуе вялікага такту і цярпення, так як у маладых сем’ях пытанні выхавання патрыятызму, грамадзянскасці не лічацца важнымі і часта выклікаюць непаразуменне.
Асноўная задача работы педагагічнага калектыву дзіцячага-сада № 8 з сям’ёй – фарміраванне актыўнай сацыяльнай пазіцыі бацькоў як актыўных удзельнікаў выхавання асобы старэйшага дашкольніка сродкамі гісторыка-этнаграфічнай спадчыны Беларусі. Цікава праходзяць у дашкольнай установе заняткі з дзецьмі, а таксама мясцовыя традыцыйныя святы і абрады: Каляды, Масленіца і г.д.
“Фальклор і развіццё маўлення”
Маўленне – унікальны і ўніверсальны сродак многіх відаў дзейнасці. У дашкольніка гэта гульня, маляванне, лепка, канструяванне, вырашэнне практычных задач, успрыманне мастацкай літаратуры і інш. Немагчыма развіваць маўленне дзіцяці “ўвогуле”, безадносна да той ролі, якую яно выконвае ў яго жыцці, не ўключаючы маўленне ў тую ці іншую дзейнасць. Развіццё розных формаў дзейнасці вядзе да развіцця іх галоўнага сродку – маўлення.
У дзяцей мы выхоўваем пачуццё беларускай мовы, ствараючы дзеля гэтага адпаведныя маўленчыя ўмовы, у якіх дзіця пад кіраўніцтвам выхавальніка далучаецца да паэзіі і адначасова вучыцца вырашаць пры дапамозе роднай мовы розныя маўленчыя задачы: камунікатыўныя, пазнавальныя і інш.
Галоўным пабуджальным матывам праяўлення маўленчай актыўнасці з’яўляецца сумесная дзейнасць з дарослым. Важнае значэнне мае актыўна-дзейснае ўспрыманне дзецьмі нагляднасці (цацак, малюнкаў). Наглядныя дзеянні выклікаюць у дзяцей жаданне абазначыць іх словамі і гаварыць пра іх. Адмысловая ўвага надаецца зместу беларускага маўлення, у выхаваўчых і дыдактычных мэтах выкарыстоўваем паэтычныя словы.
Калыханкі, забаўлянкі, прымаўкі, песні, казкі – вось тыя дасканалыя мастацкія формы фальклору, з дапамогай якіх мы знаёмім дзяцей з багаццем і разнастайнасцю навакольнага свету.
Перш за ўсё, мы праслухоўваем і абыгрываем з дзецьмі беларускія народныя калыханкі, песенькі, забаўлянкі, кароткія вершыкі, да якіх далучаюцца адпаведныя зместу дзеянні і рухі, паўтарэнні гукаперайманняў, асноўных слоў, выразаў. Вялікае значэнне пры гэтым маюць тыя забаўлянкі, якія суправаджаюцца разнастайнымі рухамі пальчыкаў рук, напрыклад “Сарока-варона кашу варыла”. Важнасць іх палягае ў амаль паралельным развіцці дыферанцаваных рухаў пальцаў рук і маўлення, што стымулюе і актывізуе маўленне маленькага дзіцяці. Вабяць малых такія дзеянні як закалыхванне лялек, плясканне ў далоні, прытупванне, падскокі і т. п. Расказванне невялікіх па аб’ёму казак суправаджаем інсцэніроўкамі, што робіць больш лёгкім для дзяцей іх успрыманне і разуменне, заахвочвае да паўтарэння слоў, выразаў, песенек.
Напрыклад, у час разыгрывання народнай забаўлянкі “Кую, кую ножку” з дзецьмі двух-трох год малыя імітуюць падбіванне лялечнага чаравічка малаточкам. Маўленчая сітуацыя дазваляе дзіцяці зразумець зварот выхавальніка.
Дзецям вельмі падабаецца, калі ў вершыку называецца канкрэтнае імя. Напрыклад, калі мы прыносім цацачнага коціка, паказваем яго дзецям, дапамагаем ім успомніць, як коцік вуркоча “мур-мур”, а затым чытае калыханку:
Ой на коціка вуркота,
А на дзіцятка дрымота,
Будзе коцік вуркатаць,
А дзіцятка будзе спаць.
Потым гаворым, што раскажа пра коціка і Аленка. Чытаем калыханку, замяняючы слова “дзіцятка” на імя выхаванца. Аленка паказвае, як яна будзе спаць. Так мы прыцягваем дзяцей да прагаворвання асобных слоў і радкоў верша. Такія заняткі, а значыць і калыханка, пакідаюць след у душы і памяці дзіцяці.
Маленькія дзеці ўдзельнічаюць у простых карагодных гульнях. Гэтыя гульні садзейнічаюць наладжванню дзіцячых узаемаадносін, выклікаюць у дзяцей жаданне ўступіць у зносіны, значыць і размаўляць адно з адным. Дзецям падабаюцца такія гульні, а гэта добрая падстава для выхавання цікавасці да беларускай мовы, першапачатковага развіцця беларускага маўлення. Захапіўшыся гульнёй, дзеці не заўсёды заўважаюць, што яна вядзецца на беларускай мове, і міжволі засвойваюць асобныя словы, выразы, песенькі.
Для паступовага ўвядзення беларускай мовы ў розныя віды дзейнасці дашкалят мы выкарыстоўваем лялек-беларусаў: дзяўчынку Паўлінку і хлопчыка Янку. Яны паасобку альбо разам прыходзяць да дзяцей, цікавяцца іх заняткамі, гульнямі, размаўляючы толькі па-беларуску: задаюць пытанні, называюць асобныя прадметы, што знаходзяцца ў дзяцей, выконваюць розныя дзеянні з імі, расказваюць нескладаныя гісторыі. Такім шляхам наладжваюцца сітуацыйна-дзелавыя зносіны на беларускай мове.
Такім чынам, у першыя тры гады жыцця дзяцей трэба выкарыстоўваць тыя формы работы, якія спрыяюць развіццю пачуцця беларускага маўлення шляхам азнаямлення іх з лепшымі ўзорамі жывога беларускага слова, а таксама фарміраванню першапачатковых навыкаў маўлення на роднай мове.
Паважаныя бацькі!
Калі Вам патрэбны казкі, вершы, байкі, песні, калыханкі на беларускай мове, прапануем наведаць сайт http://kazki.by/
Знакомство с символикой Республики Беларусь
Государственная символика является частью истории и культуры страны. Любовь к своей Родине, понимание неповторимости и богатства культурных традиций играет огромную роль в становлении личности ребенка, к которой мы должны относиться очень бережно. Невозможно воспитать у детей чувства собственного достоинства и уверенности в себе без уважения к истории своего отечества. Маленький ребенок, дошкольник еще не разбирается в политических или социально-экономических противоречиях и спорах для него важно любить свою семью, свой родной город, дружить со сверстниками, гордиться своей Родиной, в том числе и ее государственными символами.
ДЗЯРЖАЎНЫ ГЕРБ РЭСПУБЛІКІ БЕЛАРУСЬ
Герб является знаком отличия, эмблемой государства. Его изображение помещается на печатях, на паспорте гражданина Беларуси, на пограничных столбах, на зданиях, где работает правительство. Посмотрите на герб нашего государства.
Что на нём изображено?
Контур Беларуси – зеленый – в лучах восходящего солнца – это наша земля.
Пучки колосьев – это трудолюбивый народ, который выращивает хлеб.
Красные цветки клевера – это связь с животным миром. Это корм для лошадей и коров.
Голубые цветки льна – это материал для одежды, символ труда, добра и достатка. Земной шар с восходящим солнцем – мы белорусы дружим со всеми народами, торгуем, обмениваемся изделиями и знаниями.
Красная звезда – символ человечности, знак мужества.
ДЗЯРЖАЎНЫ СЦЯГ РЭСПУБЛІКІ БЕЛАРУСЬ
Государственный флаг Республики Беларусь может использоваться во время государственных праздников и праздничных дней, а также при торжественных мероприятиях, проводимых в учреждении дошкольного образования для взрослых, и в другие памятные даты, в том числе и без использования древка (флагштока), при обеспечении необходимого уважения к Государственному флагу Республики Беларусь.
ДЗЯРЖАЎНЫ ГІМН РЭСПУБЛІКІ БЕЛАРУСЬ
Мы, беларусы – мірныя людзі,
Сэрцам адданыя роднай зямлі,
Шчыра сябруем, сілы гартуем
Мы ў працавітай, вольнай сям’і.
Слаўся, зямлі нашай светлае імя,
Слаўся, народаў братэрскі саюз!
Наша любімая маці-Радзіма,
Вечна жыві і квітней, Беларусь!
Разам з братамі мужна вякамі
Мы баранілі родны парог,
У бітвах за волю, бітвах за долю
Свой здабывалі сцяг перамог!
Слаўся, зямлі нашай светлае імя,
Слаўся, народаў братэрскі саюз!
Наша любімая маці-Радзіма,
Вечна жыві і квітней, Беларусь!
Дружба народаў – сіла народаў –
Наш запаветны, сонечны шлях.
Горда ж узвіся ў ясныя высі,
Сцяг пераможны – радасці сцяг!
Слаўся, зямлі нашай светлае імя,
Слаўся, народаў братэрскі саюз!
Наша любімая маці-Радзіма,
Вечна жыві і квітней, Беларусь!
Государственный гимн Республики Беларусь может исполняться:
при открытии и закрытии торжественных собраний, посвященных государственным праздникам Республики Беларусь;
во время торжественных собраний, проводимых государственными органами и иными организациями;
гражданами во время народных, трудовых, семейных праздников и других торжественных мероприятий при обеспечении необходимого уважения к Государственному гимну Республики Беларусь.
При официальном исполнении Государственного гимна Республики Беларусь присутствующие слушают его стоя (мужчины – без головных уборов, военнослужащие, иные лица, для которых предусмотрено ношение форменной одежды, – в соответствии с законодательством Республики Беларусь).
Национальные праздники Беларуси
Государственные праздники Беларуси, другие праздничные и памятные дни, отмечаемые в стране…
День Конституции
15 марта 1994 года была принята Конституция независимой Республики Беларусь.
День единения народов Беларуси и России
Главный праздник Союзного государства Беларуси и России отмечается 2 апреля. Именно в этот день в 1996 году Президенты России и Беларуси Борис Ельцин и Александр Лукашенко подписали в Москве Договор о Сообществе Беларуси и России. Через год, 2 апреля 1997 года, был подписан Договор о Союзе Беларуси и России, который лег в основу процессов интеграции двух государств.
День Государственного флага, Государственного герба и Государственного гимна Республики Беларусь
2-е воскресенье мая – День Государственного флага, Государственного герба и Государственного гимна Республики Беларусь.
Праздник посвящен главным символам страны, которые воплощают идеи национального единства и являются важнейшими атрибутами суверенитета и независимости Беларуси.
День Победы
9 мая Беларусь празднует победу над фашизмом в Великой Отечественной войне (Второй мировой). В стране это одна из самых почитаемых дат, так как победа досталась огромной ценой – погиб каждый третий белорус.
Ветераны войны в Беларуси пользуются особым почетом, поэтому торжественные шествия ветеранов – главное праздничное мероприятие Дня Победы. Они проходят по всей стране.
День Независимости
В Беларуси День Независимости – главный государственный праздник. Он отмечается 3 июля – в день освобождения в 1944 году города Минска от немецко-фашистских захватчиков.
Главное мероприятие праздника – торжественный парад. В Минске он проводится на проспекте Победителей и напоминает о том, что белорусский народ ценой немыслимых потерь завоевал свободу страны, а также демонстрирует достижения суверенной Беларуси.
День народного единства
17 сентября отмечается День народного единства.
Праздники и памятные дни в Беларуси
1 января – Новый год
7 января – Рождество Христово (православное)
23 февраля – День защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь. Хотя главные герои этого дня военнослужащие, в Беларуси он считается праздником всех мужчин.
8 Марта – День женщин. Праздник был учрежден вскоре после революции 1917 года. В современной Беларуси 8 Марта является праздником Весны и днем, когда чествуют женщин.
1 Мая – Праздник труда. День труда – один из популярных праздников в Беларуси. В этот день проводится множество концертов и других зрелищных мероприятий. Многие празднуют его, устраивая пикники. Подробнее о кухне Беларуси
7 ноября – День Октябрьской революции
25 декабря – Рождество Христово (католическое)
Памятные дни
В Беларуси официально установлены памятные дни, в которые принято вспоминать жертв великих трагедий, отдавать дань уважения умершим.
День поминовения умерших (Радуница) – 9-й день после православной Пасхи. В этот день принято посещать кладбища, приводить в порядок могилы родственников и близких людей.
26 апреля – День чернобыльской трагедии
22 июня – День всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны и геноцида белорусского народа
Народные праздники
Наряду с официальными в Беларуси остаются популярными древние народные праздники, один из которых – Купалье. Он отмечается в ночь с 6 на 7 июля. Празднование сопровождается народными обрядами, песнями, хороводами. Обязательные атрибуты праздника – ритуальные прыжки через костер и купание.
Календарь праздничных и памятных дней, которые являются нерабочими в Беларуси
1 января – Новый год
7 января – Рождество Христово (православное Рождество)
8 Марта – День женщин
9-й день после православной Пасхи – Радуница
1 Мая – Праздник труда
9 Мая – День Победы
3 июля – День Независимости Республики Беларусь
7 ноября – День Октябрьской революции
25 декабря – Рождество Христово (католическое Рождество)
Рекомендации для родителей
“Воспитание маленького патриотика”
Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него – родного дома, улицы, где он живет, детского сада. Первые чувства патриотизма… Доступны ли они в дошкольном возрасте? Можно сказать, что да дошкольнику доступны чувства любви к своей семье, родному краю, городу, родной природе. Это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе повседневного целенаправленного воспитания.
Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Уже в дошкольном возрасте ребенок должен знать, в какой стране он живет, чем она отличается от других стран. Нужно как можно больше рассказывать детям о городе, в котором они живут; воспитывать чувство гордости за свой город. Приучать детей бережно относиться к тому, что создано бабушками, дедушками, мамами и папами. Поддерживать чистоту и порядок в общественных местах, участвовать в создании красоты и порядка в своем дворе, подъезде, на улице, в парках, в детском саду.
Существуют разнообразные формы воспитания у детей патриотических чувств. Это беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края, о хороших людях, чтение детских книг на патриотические темы и детский фольклор региона в котором он живет, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания и, конечно, личный пример родителей.
- Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т. д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.
- Расширяйте собственный кругозор.
- Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.
- Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа.
- Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.
- Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.
Памятники Великой Отечественной войны в Беларуси
В разных уголках Беларуси, потерявшей в 1941-1945 годах каждого третьего жителя, созданы символичные мемориальные комплексы, установлены монументы, посвященные событиям самой трагической и кровопролитной войны на этой многострадальной земле.
Сегодня в стране около 9 тысяч памятников и захоронений Великой Отечественной войны. Они входят в военно-исторические маршруты и экскурсии, но главное – являются святым местом почитания погибших, вечным напоминанием о том, как бесценен мир…
г. Минск, площадь Победы
Архитектурно-скульптурный комплекс “Минск – город-герой”
Стела “Минск – город-герой”, возведенная в 1985 году в честь 40-летия Великой Победы, сегодня входит в грандиозный ансамбль Музея истории Великой Отечественной войны. В 1974 году Минск получил звание Города-героя за мужество и отвагу его жителей во время фашистской оккупации, которая продолжалась 1100 дней и ночей. Венчает 45-метровый обелиск Звезда Героя, а у подножия выгравирован текст о присвоении городу почетного звания. Дополняет ансамбль бронзовая скульптура женщины с высоко поднятыми фанфарами – символ Родины-матери. В наши дни у стелы “Минск-город-герой” проходят грандиозный военный парад и шествие в главный государственный праздник – День Независимости.
г. Минск, проспект Победителей
Государственный мемориальный комплекс “Хатынь”
Минская область, Логойский район
Мемориальный комплекс “Дальва”
Более 5 тысяч белорусских деревень было стерто с лица земли во время Великой Отечественной войны. Среди них и Дальва, 19 июня 1944 года повторившая трагическую судьбу Хатыни. Сегодня на этом месте находится мемориал памяти погибших, бетонные венцы срубов хат и небольшой музей. Инициатором создания комплекса, человеком, который посвятил ему всю жизнь, был Николай Гирилович, чудом выживший в тот трагический день. Остальные жители деревни – 44 человека, 29 из которых – дети, были согнаны в один дом и сожжены заживо. Жестокую карательную операцию фашисты провели всего за 10 дней до прихода войск Красной Армии…
Минская область, Логойский район
Мемориальный комплекс “Курган Славы”
Минская область, Смолевичский район
Историко-культурный комплекс “Линия Сталина”
Минский район
Мемориальный комплекс “Бресткая крепость-герой”
г. Брест
Мемориальный комплекс освободителям Пинска
В сердце мемориала, посвященного героям-освободителям Пинска – братская могила, где покоится прах 244 солдат, памятник бронекатеру БК-92 и символичный знак, установленный на месте высадки десанта Днепровской флотилии. Рядом восстановлен знаменитый “Дот Молчанова”: в 1944 году здесь размещался командный пункт майора Георгия Молчанова, который командовал 1323-м стрелковым полком. Именно отсюда пришло первое сообщение об освобождении Пинска. В наши дни воссоздан интерьер легендарного штаба, а в экспозиции можно увидеть планы военных операций, карты, журнал памяти солдат… После реконструкции в мемориальном комплексе появился музей военной техники под открытым небом.
Брестская область, г. Пинск
Мемориальный комплекс “Землянка”
Огромная партизанская “землянка” из бетона, а также стела с памятной надписью появились в 1982 году на 1-м километре шоссе Могилев – Чаусы. В этих местах в начале Великой Отечественной войны находился штаб Западного фронта. Здесь 1 июля 1941-го с участием маршалов Советского Союза К.Ворошилова и Б.Шапошникова состоялось первое совещание по защите Днепровского рубежа и созданию подпольных отрядов в тылу врага. А спустя несколько суток началась героическая оборона Могилева, на подступах которого 23 дня и ночи стояли 172-я (генерал М.Романов) и 110-я (полковник В.Хлебцев) стрелковые дивизии 61-го стрелкового корпуса 13-й армии, другие подразделения Красной Армии, продвигающиеся с запада, и народные ополченцы, вставшие на защиту родного города.
Могилевский район
Мемориальный комплекс “Памяти сожженных деревень Могилевской области”
Мемориальный ансамбль в деревне Борки Кировского района хранит память о сожженных в годы Великой Отечественной войны селениях Могилевщины. Так сложилось, что мест, разделивших судьбу печально известной на весь мир Хатыни, в Беларуси – сотни. Трагические истории многих из них легли в основу знаменитой документальной книги “Я з вогненнай вёскi” белорусских авторов Алеся Адамовича, Янки Брыля и Владимира Колесника, которые записали для потомков правдивый рассказ более чем 300 свидетелей тех дней… В кровавом списке и Борки, вошедшие в историю одной из самых массовых карательных операций войны. 15 июня 1942-го фашисты сожгли жителей деревни и окрестных сел – всего более 2000 человек… Спустя десятилетия здесь возведены Стена памяти и шесть плит с названиями уничтоженных поселений, колокола и часовня в честь иконы Божией Матери “Взыскание погибших”.
Могилевская область, Кировский район, д. Борки
Мемориал воинской славы “Лудчицкая высота”
Символическая фигура гусляра, прославляющего подвиги воинов, возвышается над высоким земляным курганом. Словно застывшая в воздухе вечная песнь мужеству воспевает героизм и отвагу погибших солдат. У подножия кургана – стена-стела с шестью барельефами Героев Советского Союза: Владимира Мартынова, Сундуткали Искалиева, Гуляма Якубова, отдавших свои жизни при штурме Лудчицкой высоты в июне 1944 года, а также Ивана Борисевича, Петра Виниченко и Галактиона Размадзе, участвовавших в освобождении Быховской земли. Символ памяти о войне – Вечный огонь – горит у памятника, а имена солдат, павших в боях за высоту, начертаны на мемориале у кургана воинской славы…
Могилевская область, Быховский район
Мемориальный комплекс в честь воинов 1-го Белорусского фронта и партизан
Мемориальный комплекс в Сычково посвящен солдатам и партизанам, которые в июне 1944-го участвовали в решающем этапе освободительной операции “Багратион”. В “Бобруйском котле” была разгромлена 40-тысячная немецкая группировка армий “Центр”. В 1967 году местные жители увековечили подвиг героев-освободителей в Кургане Славы, внутри которого заложены капсулы с землей из 70 братских могил. На 18-метровом постаменте возвышается скульптурная композиция двух солдат, а рядом – 6 стел с изваяниями погибших Героев Советского Союза: Ивана Орла, Николая Колодко, Александра Черныша, Михаила Селезнева, Ивана Масловского и Николая Изюмова. В наше время мемориал дополнили Ворота Славы и 13 памятных досок в честь Героев Советского Союза, погибших при освобождении края.
Могилевская область, Бобруйский район, д. Сычково
Мемориальный комплекс “Площадь Победы” в Витебске
Мемориал в честь советских воинов и партизан Витебщины, именуемый горожанами “Три штыка”, расположен на берегу реки Двины в сердце города. Каждый из трех 56-метровых обелисков-штыков венчает литой рельеф – “Воины”, “Подпольщики”, “Партизаны”. Вечный огонь, зажженный на звезде-подиуме, освещает надпись объединяющего внутреннего кольца монумента – “Слава героям”. Кроме главного мемориала, в комплекс входит 2 больших бассейна с фонтанами, 10 пилонов и скульптурные композиции с изображениями советских воинов и мирных жителей. В парке Победителей находится также Аллея воинской славы и экспозиция боевой техники времен Великой Отечественной войны.
г. Витебск
Мемориальный комплекс “Катюша” (“За нашу советскую родину!”)
На берегу Днепра в Орше возвышается монумент легендарному орудию Победы – боевой машине реактивной артиллерии БМ-13, которую советские воины назвали “Катюшей”. Ее устройство и ошеломительный эффект огненного смерча долгие годы оставались для немцев тайной. И именно в Орше 14 июля 1941-го прозвучали первые боевые залпы “Катюши”: экспериментальная батарея из семи машин под командованием капитана И.Флёрова нанесла удары по эшелонам врага на железнодорожной станции и позициям у речной переправы. Мемориал объединяет 6 устремленных ввысь “минометных пусковых установок” из бетона, а в центре на пьедестале установлена точная копия “Катюши” образца 1941 года. У входа в комплекс – черный куб с памятной надписью о первом ударе знаменитого орудия.
Витебская область, г. Орша, ул. Могилевская
Мемориальный комплекс “Проклятие фашизму”
Мемориал “Проклятие фашизму” посвящен трагедии Докшицкого района, где в годы Великой Отечественной войны погибли более 20 тысяч человек, а 97 деревень были стерты с лица Земли. В мемориальном комплексе “Хатынь” на кладбище 186 сожженных вместе с жителями сел одна из “могил” принадлежит Шуневке. Для 66 ее жителей последний день настал 22 мая 1943-го: всех взрослых каратели заживо сожгли в сарае, а беззащитных детей бросили умирать в колодец. Памятью о жестоко отнятых юных жизнях стал “сруб колодца”, внутри которого – “сломанный” воздушный змей из бронзы с выгравированными детскими именами. В центре мемориала – высокие “Ворота печали”, где женщина-мать отчаянно возносит руки к небу. Над ней – три колокола, один из которых расколот и не звонит как символ вечной памяти о погибших. На земле, где когда-то стояли дома, сейчас лишь 22 фундамента со ступенями и “застывшим пламенем”, хранящим имена хозяев…
Витебская область, Докшицкий район, д. Шуневка
Мемориальный комплекс “Прорыв”
Впечатляющий комплекс создан на месте легендарного прорыва фашистской блокады партизанами Полоцко-Лепельской зоны – одной из крупнейших в оккупированной Беларуси. Настоящая партизанская республика с центром в Ушачах существовала с осени 1942 года, а весной 1944-го немцы бросили против 17 тысяч партизан 60 тысяч карателей, авиацию, танки, артиллерию. И все же трагической ночью с 4 на 5 мая партизаны разгромили врага, выведя из окружения 16 тысяч мирных жителей… В братской могиле “Прорыва” похоронены сотни воинов, еще больше имен увековечены на плитах. Мемориал открывает бронзовая карта обороны, а далее дорога-стрела проходит между огромных глыб, указывая направление главной атаки, где с автоматом в руках “бежит” бесстрашный воин. Рядом – 16 дубов как символ стойкости 16 партизанских бригад. В мемориальный комплекс также входят “партизанская деревня” – череда землянок с утварью военных времен – и экспозиция армейской техники.
Витебская область, Ушачский район, д. Паперино
Мемориальный комплекс “Курган Славы” в Гомеле
Гомельский “Курган Славы” создан в 1967 году в честь подвига воинов и партизан, погибших на фронтах Великой Отечественной войны. У подножия мемориала заложены капсулы с землей из более чем 200 мест Беларуси, России и Украины, где проходили крупнейшие военные сражения, в том числе из прославленных городов-героев: Москвы, Киева, Ленинграда, Одессы и главной цитадели Беларуси – Брестской крепости. В 2013 году в ходе масштабной реконструкции к 70-летию освобождения Гомеля у Кургана Славы появился Вечный огонь. В год столетия Октябрьской революции послание потомкам, помещенное в “Курган” при его строительстве, было вскрыто и заложено новое – с тем, чтобы спустя 50 лет, в 2067-м, его прочли преемники.
г. Гомель
Мемориальный комплекс “Ола”
Впечатляющий мемориал создан на месте одноименной деревни, сожженной нацистами в годы Великой Отечественной войны. Открытие этого нового символа памяти и скорби для всех белорусов состоялось в год 75-летия Великой Победы и день начала войны – 21 июня 2020 г. …Деревня Ола была оккупирована в конце июля 1941 года. Утром 14 января 1944 года немецкий карательный отряд вместе с войсковой частью, которая насчитывала около 1 тыс. солдат, окружил селение. Людей загоняли в дома, которые затем поджигали. Тех, кто пытался убежать, расстреливали из пулеметов и автоматов, бросали в огонь живыми. В тот роковой день было убито 1758 мирных жителей, более половины из которых – дети – 950 загубленных юных жизней. И это почти двенадцать Хатыней! После войны деревня Ола не возродилась. В 1958 году на братской могиле, в которой покоятся мирные жители и советские воины (2253 человека), был установлен памятник – скульптура коленопреклоненного солдата с венком. А к 75-летию Победы захоронение превратилось в масштабный мемориальный комплекс “Ола”. Символичное место объединяет три части – входную группу, мемориальную зону и соединяющий их пешеходный маршрут по бывшей деревенской улице. В центре мемориальной зоны возвышается символичный крест и колокол. Рядом – звонница в виде стилизованного деревенского сарая с количеством колоколов по числу деревень, жители которых здесь погибли.
Гомельская область, Светлогорский район
Мемориальный комплекс, посвященный операции “Багратион”
К 70-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков в Светлогорском районе был основан первый в мире мемориальный комплекс, посвященный одной из величайших военных операций в истории человечества. Именно здесь, у деревни Раковичи на 71-м километре шоссе Бобруйск – Мозырь, 23 июня 1944 года началось масштабное наступление советских войск, которое продлилось более двух месяцев. В результате oперации, получившей кодовое название в честь героя Отечественной войны 1812 года полководца Петра Багратиона, были освобождены Беларусь, частично территории Прибалтики и Польши, а главное, нанесен сокрушительный удар по группе немецких армий “Центр”, который окончательно ослабил Германию. …Первым объектом комплекса стал 7-метровый мемориал-барельеф, в центре которого – фигуры четырех полководцев, обеспечивших успех операции…
В мемориальный комплекс также включены блиндажеобразный музей, посвященный операции “Багратион”, часовня с поминальной книгой, экспозиция боевой техники и вооружений.
Гомельская область, Светлогорский район, д. Раковичи
Мемориальный комплекс “Лоев”
Мемориальный комплекс в Лоеве посвящен героям одного из крупнейших сражений Великой Отечественной войны – операции по форсированию Днепра в октябре 1943 года. Еще в 1966 году в центре городского поселка был установлен 18-метровый обелиск – уменьшенная копия монумента Победы в Минске. После реконструкции к 70-летию Великой Победы вся центральная площадь превратилась в мемориальный ансамбль. На открытой экспозиционной площадке Музея битвы за Днепр по обе стороны от аллеи Славы установлены образцы участвующей в сражении военной техники. На мемориальных плитах увековечены сотни имен. За невероятное мужество в боях на Лоевском плацдарме 323 воина были удостоены звания Героя Советского Союза – уникальный факт в истории Великой Отечественной войны.
Гомельская область, г.п. Лоев
Мемориальный комплекс “Память”
Добруш, жители которого вместе с воинами Красной Армии отважно обороняли город, был освобожден от оккупации немецко-фашистских захватчиков 10 октября 1943 года. На месте братской могилы на берегу реки Ипуть в 2005 году был возведен мемориальный комплекс “Память”, где увековечены имена 700 бойцов, отдавших жизни во время обороны города.
Гомельская область, г. Добруш
Мемориальный ансамбль в честь воинов Белорусского пограничного округа
Мемориал, возведенный в 2004 году в центральной части Гродно, посвящен советским воинам, которые героически защищали рубежи страны с самых первых дней Великой Отечественной войны. На фоне пограничных столбов – символов 15 союзных республик – возвышается бронзовая скульптура трех воинов, которые, надежно закрывая границу своими телами и сжимая в руках оружие, проходят через огненные стены обороны. Лейтмотивом композиции стала надпись – “Погибшим, но не побежденным воинам-пограничникам Белорусского пограничного округа”. Ансамбль дополняют гранитные плиты, символизирующие братские могилы тех мужественных солдат, которые 21 июня 1941 года первыми вступили в бой с врагом.
г. Гродно
Мемориальный комплекс “Шауличи”
Мемориал “Шауличи” – еще один из крупнейших памятников Беларуси, посвященный трагедии “огненных деревень”, стертых с лица Земли в годы Великой Отечественной войны. Во время карательной операции утром 7 июля 1943 года немцы расстреляли здесь 366 человек, в том числе 120 детей, и сожгли 77 домов. После этой кровавой расправы деревня Шауличи, которую называют “младшей сестрой Хатыни“, не возродилась, а память о трагедии была увековечена в мемориальном комплексе. Рядом с братскими могилами убитых мирных жителей появились обелиск, скульптурная композиция “Воин и подпольщица”, два скорбных креста… Во время реконструкции к 70-летию Великой Победы на месте сожженных домов установили 40 деревянных срубов-символов, гранитные плиты и памятные таблички с именами погибших. В сердце мемориала бронзовый колокол печальным звоном напоминает о сотнях загубленных жизней…
Гродненская область, Волковысский район
Мемориалы на месте лагерей смерти и гетто
Мемориальный комплекс “Тростенец”
Созданный фашистами кровавый лагерь “Тростенец” стал самым крупным на территории Советского Союза и четвертым в Европе после печально известных “Освенцима”, “Майданека” и “Треблинки”. По официальным данным, на “фабрике смерти” в окрестностях Минска погибли 206,5 тысячи человек, но есть свидетельства, что жертв было гораздо больше. “Тростенец” объединял несколько мест жестокой расправы: трудовой концлагерь у деревни Малый Тростенец, урочище Благовщина, где проводились массовые расстрелы, урочище Шашковка, где тела убитых жгли в огромной “яме-печи”… К 70-летию Великой Победы на территории бывшего лагеря смерти был основан грандиозный мемориальный комплекс – символ национальной и общечеловеческой памяти о жертвах нацизма.
В “Тростенце” фашисты уничтожали мирных жителей и военнопленных, узников Минского гетто, участников подполья и партизан, евреев, вывезенных из Польши, Австрии, Германии, Чехословакии и других европейских государств…
г. Минск
Мемориал “Яма”, посвященный жертвам Холокоста
Мемориал “Яма” в Минске – трагическое напоминание о бесчеловечности нацистов, символ вечной боли и скорби. Во время Великой Отечественной войны в оккупированной белорусской столице было создано одно из крупнейших в Европе гетто для уничтожения евреев: к концу октября 1943-го здесь истребили более 100 тысяч человек. Среди многочисленных убийств и погромов в историю вошла кровавая бойня 2 марта 1942 года, когда фашисты расстреляли более 5 тысяч евреев, в том числе 200 сирот из детского дома вместе с воспитателями и медперсоналом… Тысячи тел людей, убитых в Минском гетто, сваливали в яму, где сейчас находится впечатляющий мемориал. В его центре – памятный обелиск из черного мрамора, установленный еще в 1947 году, а к вымощенной вручную глубокой яме ведёт лестница-композиция “Последний путь”: 27 бронзовых фигур, словно безликие тени, спускаются, чтобы быть убитыми…
Около “Ямы” посажена аллея Праведников народов мира, где увековечены имена белорусов, которые под страхом смерти спасали людей еврейской национальности. Всего в годы войны на территории Беларуси существовало свыше 100 гетто, куда для ликвидации привозили евреев из Германии, Польши, Австрии и других стран…
г. Минск, ул. Мельникайте
Мемориальный комплекс “Озаричи”
…Жестокий лагерь смерти просуществовал всего две недели, но за это время фашисты успели истребить не менее 20 тысяч человек. В марте 1944 года его создали по приказу Гитлера в окрестностях деревни Озаричи на Полесье, чтобы не только замучить пленных, но и ослабить наступающую Красную Армию. Сюда – в край болот – свозили больных сыпным тифом и другими инфекциями, которые могли быстро распространиться среди местных жителей и советских солдат. На территории Озаричской зоны смерти, объединявшей несколько мест, не было построек: женщин, детей и стариков держали под открытым небом, а подступы к лагерю были заминированы. Из этого ужаса освободители спасли свыше 30 тысяч пленников, среди которых больше половины – дети. В 1965 году был создан мемориал, объединяющий три белые стелы – символ Озаричских лагерей – на которых изображены узники и высечены имена.
В 2004 году открылся музей памяти жертв Озаричской зоны смерти, где собраны уникальные материалы: воспоминания и записи голосов очевидцев, документы, фотографии, переписка с бывшими узниками и освободителями…
Гомельская область, Калинковичский район
Мемориальный комплекс
“Луполовский лагерь военнопленных”
В августе 1941 года на окраине Могилева в предместье Луполово фашисты создали лагерь для советских военнопленных. Заключенных морили голодом, подвергали допросам и жестоким пыткам: ежедневно за колючей проволокой, через которую был пропущен электрический ток, умирали до 250 человек. Всего в лагере погибли около 80 тысяч военнопленных, и только имена 389 из них известны. Одним из узников был и генерал Михаил Романов – командир знаменитой 172-й стрелковой дивизии, героически оборонявшей город в июле 1941-го. В память о погибших на месте лагеря смерти в 1948 году появился первый памятник, а в 1984-м – в честь 40-летия освобождения Могилева – был открыт мемориальный комплекс.
На месте Луполовского концлагеря находится также братская могила воинов 238-й и 369-й стрелковых дивизий 2-го Белорусского фронта, которые участвовали в освобождении Могилева в июне 1944 года.
г. Могилев
Военные музеи
Залы и экспозиции, посвященные Великой Отечественной войне, открыты во всех историко-краеведческих музеях Беларуси. Бесценные раритеты, военные хроники городов и деревень, трагедии сломленных жизней, рассказы о подвиге людей, вносивших свой вклад в долгожданную Победу – каждый район страны хранит память о тех страшных годах…
Редкие экспонаты встречаются и в школьных музеях, где на протяжении десятилетий послевоенные поколения собирают свидетельства лихолетья, воспоминания солдат, партизан и подпольщиков, узников лагерей и мирных жителей…